Вы здесь

Джедаи с киянкой

Фальцевая кровля

Сага о доблестных рыцарях ордена клещей и киянки.

Когда слышишь термин «фальцевая кровля», возникает образ невзрачной функциональной крыши, расчерченной вертикальными полосами соединения «картин» «стоячим фальцем». Такая кровля появилась в России в 18 веке и стала на два с половиной столетия мейнстримом в кровельном деле. Будучи выполненной из меди, такая кровля может выполнять функцию гидроизоляции столетиями, радуя своим внешним видом – например, усадьба князя Юсупова в Архангельском под Москвой. В настоящее время фальцевая кровля переживает ренессанс, являясь составляющей образа минималистического экстерьера.

По проекту заказчику тоже напроектировали фальцевую кровлю. Уже с самого начала процесса строительства он задумывался о поиске подрядчика для её выполнения. Вариантов у фальцевой кровли несколько. Сейчас «в ходу» так называемый самозащелкивающийся фальц (клик-фальц), эталоном которого в России является Ruuki Classic.

Фальцевая кровля

фальцевая кровля

Но среди профессионалов такая кровля считается как-бы ненастоящей, фейк-фальцем, имеющей ряд конструктивных недостатков. Во-первых, при температурных деформациях самозащелкивающиеся соединения иногда расщелкиваются, а главное – все примыкания (трубы, соединения с ендовой и т.д.) выполняются внакладку – как у металлочерепицы. Но основной проблемой в нашем случае была врезка мансардных окон, которых в проекте было 14. Даже сервисный инженер Velux рекомендовал к таким окнам при самозащелкивающемся фальце использовать оклады для профилированной кровли (это с такой гармошкой снизу – для фальца как-то не очень…)

Вариант такой кровли рассматривался заказчиком как отступной, если не получится найти подрядчиков-профессионалов. Казалось бы – заплати сполна и получи результат. Но пример, когда заплатили – реконструкция Псковского драматического театра им. А.С.Пушкина, результатом заказчика не вдохновлял. Ни аккуратности исполнения, ни респектабельного внешнего вида – кровля на театре получилась «серой».

Такую же заказчик себе не хотел. Географическая сфера поиска расширилась – на строительных порталах жестянщики объединяются в группы (Форумхаус), создают свои площадки для общения (kijanka.org). К радости заказчика, завязалось общение с несколькими бригадами, которым было чем похвастаться. Еще на этапе возведения стропильной конструкции кровли с потенциальными подрядчиками созванивались с целью определения, например, мест установки труб и мансардных окон, так, чтобы расстояния от оклада до фальцевого соединения у каждого окна было одинаковым. Тем не менее, заказчик до самого последнего не мог выбрать подрядчика, ведь те, чьи работы нравились больше, просили...  (герои статьи просили не разглашать)...тысячи рублей за квадратный метр. И это только зарплату! Утешением было то, что на материале при этом экономили – при такой технологии используется металл в рулонах, который стоит в 2 раза дешевле самозащелкивающегося фальца.

Для принятия решения появилось время – сразу после изготовления основания кровли, обрешетки, наступила настоящая зима. Рассудив, что сэкономив на эстетике экстерьера, можно потом будет всю оставшуюся жизнь об этом жалеть, заказчик принял условия петербургских жестянщиков. И не прогадал.

Приехала интернациональная бригада – два россиянина и белорус, молодые ребята. Самого интернет-активного зовут Александр, ник в интернете – Cezarius. Другой, интеллектуальный лидер бригады – Евгений, третий – Володя, неутомимый работяга с «золотыми» руками.

Перечисление привезённого с собой инструмента может напомнить монолог Шпака из фильма про Ивана Васильевича «…три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая… три… куртки…». Если коротко, то это: 2 станка для прокатки листов – один как бы с виду простой 3 метровый «гибочник», другой, изготовленный их коллегой жестянщиком “Fomich”, несколько разновидностей машинок для прокатки, несколько неподъёмных сумок с ручным инструментом, услышав цену которого невольно качаешь головой…

Умение пользоваться всем этим хозяйством характеризует тот факт, что брака в работе почти не было, и это при колоссальном объёме деталей. Тем не менее, встречают по одежке… Главное, чего от них ждали – надежный результат, радующий глаз.

Уже на первых этапах работы в отношении к парням появилась смесь уважения и восхищения. Традиционно считается, что кровля оценивается с большого расстояния. Но то, что делали ребята, выглядело безупречно даже вблизи. Конструктивные сопряжения различных деталей обыгрывались интересными соединениями, при этом ничего лишнего – любой узел имел своё обоснование, но при этом получалось аккуратно и красиво. Ребята не претендовали на авторство большинства реализованных узлов – способ выполнения двойного фальца подсмотрели и немецких жестянщиков, что-то у других заморских жестянщиков в YouTube, многое переняли у своих более знаменитых российских коллег, и, добавляя элементы собственного изобретения, добились архитектурной выразительности. В нашем проекте технического задания, а тем более подробного перечня красивых элементов (на современном слэнге «ухтышечек») никто не задавал. Тонко ориентируясь в эстетике своей профессии, ребята сами знали, как «сделать красиво». Так, на одном из домов упор в эстетическом восприятии сделали на разуклонке водосточки, объёмных ребрах вальм и фронтонном свесе, на другом, при более «сочных» фасадах, из дополнительных элементов выполнили только водосточку разуклонкой, применив на скатах т.н. «реечный фальц», характеризующийся подчеркнуто объёмным соединением основных «картин». Такая "простая" с виду крыша является крайне редкой, по словам Александра Cezarius-a "немцы нервно курят в сторонке". 

Творческий максимализм потребовал финансовых жертв не только со стороны заказчика. Работы растянулись на длительный срок, и первоначально кажущаяся баснословная сумма гонорара вылилась в умеренно-скромный помесячный заработок.

Фальцевая кровля

Фальцевая кровля

Фальцевая кровля

Из этого рассказа может сложится впечатление, что эстетика ставилась во главу угла. Как строитель, могу засвидетельствовать не менее трепетное отношение к функционалу кровли, в первую очередь вентиляции подкровельного пространства, и выполнение узлов, предусматривающих продолжительную беспроблемную эксплуатацию кровли в целом.

Александр Cezarius много снимал различные этапы работ, формально объясняя это необходимостью формирования своего портфолио. Но почему-то показалось, что настоящей причиной являлось желание поделится со всем миром той радостью творчества, которая наполняет существование красотой и смыслом.

Фальцевая кровля г. Псков 6 серия

 

Реечный фальц