Вы здесь

Михалыч

Дом – машина для жилья (Ле Корьбюзье). В наше время машина (так часто называют автомобиль) стал не роскошью, а средством передвижения. Тем не менее, обладателю машины приятен не только субъективный комфорт (обладатели Мерседеса меня поймут), но и её статус и привлекательный дизайн, характеризующий владельца.

Проектированием автомобиля занимаются специально обученные люди, и в строительстве такие люди тоже есть – архитекторы. Когда-то, читая серию книг про архитекторов Санкт-Петербурга «Зодчие нашего города» (Растрелли, Камерон, Старов, Месмахер, Шретер и др.) открыл для себя кредо Архитектора – быть Зодчим, не только придумывая архитектурный образ, а доводящий его до реализации со своей командой помощников, включая подбор материала и исполнителей работ.

В наши дни все не так, по крайней мере, в провинции. Популярные архитекторы выполняют свою часть работы – архитектурные чертежи, иногда весьма сырые, поручая разработку «рабочки» одним помощникам, визуализацию – другим. Различные разделы выполняются в разных программах (Autocad вытеснил кульман), часто результат работы в разных разделах не соответствует друг другу. Вспоминается образ из сцены Райкина про пошив брюк: «А к пуговицам претензии есть?». Заказчик – дилетант в строительстве принимает «проект» из рук авторитетного маэстро рассчитывая, что этот этап закрыт. На деле начинается этап разгадки архитектурных ребусов. И вот тут для выражения разочарования Заказчика уместна фраза Дулина из «Нашей Russia»: «Так вот оно чё, Михалыч…».

По совпадению, серый кардинал нашей истории про строительство двух домов на берегу реки Великой – архитектор, тоже носит отчество Михалыч. Фраза из «Нашей Russia» вспомнилась, когда Заказчик (назовем его Николаич), на этапе изготовления стропильной конструкции сильно приложился головой об стропильную ногу своей кровли, достаточно пологой и низко посаженой, в сердцах произнеся: «Юрий Михалыч…».

Юрий Михаилович – без тени иронии действительно авторитетный псковский архитектор. Из под его пера родились как культовые сооружения (церковь Воскресения Христова в Орлецах, выполненная в том числе и руками Юрия Михаиловича в лучших традициях псковско-новгородского зодчества – лучшая постройка России 2008 года, а также не столь гармоничная Церковь Веры, Надежды, Любови и Софии в Крестах), так и яркие образы индивидуального домостроения – дом Малешина на ул. Гермейера, 4.

церковь Воскресения Христова в Орлецах
Церковь Воскресения Христова в Орлецах, г. Псков

 


Дом Малешина на ул. Гермейера, 4, г. Псков

А ещё Юрий Михаилович успешно проектировал административные и общественные здания, даже удостоился быть главным архитектором базы Администрации Президента на Валдае. К такому столпу псковской архитектуры без туго набитого кошелька не подходи – другие найдутся. Но что такое, например, 150 тысяч рублей для дома, смета которого составит не один миллион. Логика у Николаича была правильная – на стоимости участка (эквивалентную его характеристикам – берег Великой, рядом не «шанхайчики», до города близко) и услугах архитектора экономить не стоит, ведь именно место расположения и красивый архитектурный образ больше всего влияют на выполнение задачи самовыражения владельца.

До знакомства с автором статьи Николаич «вынул душу» разговорами на протяжение примерно года из другого известного строителя, рассчитывавшего на подряд. «А что, за спрос денег не берут» - немного цинично рассудил по этому поводу Николаич, посетовав на недостаточную компетентность разговорчивого эксперта. Такому заказчику, как Николаич, непросто соответствовать – все утверждения он проверял, прогуглив Интернет, не стесняясь становиться топикстартером на Форумхаусе. Примерно в течение полугода общение с Николаичем проходило почти каждый день за чашечкой кофе (Николаич угощал) по несколько часов. А разговоры были о том, как реализовывать шедевр от Юрия Михаиловича.

Ознакомившись с проектом, написал перечень вопросов – не берусь называть их претензиями. Например, почему в 9 фрагментах фундамента из блоков ФБС на 4 рядах блоков в 3 рядах швы в проекции совпадали, а в оставшемся был перехлест всего на 10 см? Или почему отметки мауэлата кровли на разных разрезах разные, какая правильная? А ещё почему количество пиломатериала в спецификации посчитали просто как сумму проектных размеров, не учитывая, что поставщики пиломатериала продают его длинной 6 метров? И таких вопросов получилось 4 (!) листа. Пошли к Юрию Михаиловичу. Юрий Михаилович вежливо слушал, сдерживая раздражение, сначала оппонировал навроде «какие там мостики холода, не пудрите мозги заказчикам», потом на все вопросы прозвучал один ответ: «Знаете, как сделать лучше, сделайте». Но на довод о практичности введения навеса над приямочной лестницей в подвал снаружи, Юрий Михаилович жестко ответил – не суйте нос не в свое дело. Больше с Юрием Михаиловичем общаться не довелось.

Стали реализовывать это «лучше». В сотрудничестве с Николаичем переделали раскладку блоков, радикально изменили конструкцию стен (архитектурный образ остался неизменным), тщательно проработали узлы, дополнительные конструкции дома. Работа приносила творческое удовлетворение – Николаич тоже довольно улыбался, да и кофе у Николаича был хороший, настоящий эспрессо.

Работа закипела. Строители – профессионалы, построившие не один дом в сотрудничестве с автором статьи, не дали повода усомнится в своей компетентности. Например, величина параллельных сторон и диагонали фундаментов по размерам отличались не более, чем на 1 см. По завершении кладки стен разница составляла уже не более 5 мм, что позволило изготовить ровную крышу – по сплошной обрешетке размеры параллельных карнизных свесов, фронтонных свесов и ребер вальм отличались тоже не более 1 см.. Созерцание процесса выполнения работ вызывало у членов семьи Николаича счастливую улыбку – ведь это их дома строились на совесть. К сожалению, фотоохоту в процессе работы устраивали редко, поэтому фотографий сохранилось немного.

Фундамент на совесть
Ровный фундамент с гидроизоляцией на совесть

Инженерные коммуникации
Правильный монтаж утепления фундамента

                                                                        

Идеальная кладка газобетона
"Чистая" кладка газобетона

Устройство "теплой" противоветровой затяжки
Устройство "теплой" противоветровой затяжки

                                                                                            

Бюджетные леса из леса
  Подшивка свесов над стропилами

                                                                                                

 

Вентиляционная шахта или труба
Утеплённая вентиляционная труба с кирпичной облицовкой

                                                                             

Вентиляционная шахта или труба
Устройство примыкания мембраны к трубе (снизу)

 

 

Вентиляционная шахта или труба
Устройство примыкания мембраны к трубе (сверху)

 

Дом в лесах
Кровля готова к работе жестянщиков

                                                                                    

Труба
Монтаж оголовка дымохода TONA в покрывной плите из архитектурного бетона

                                                    

 

Идеально ровный потолок
  Идеальная укладка неидеальных плит-перектрытий

                                                                         

Стропильная система
Стропильная система

                                                         

История строительства получилась долгая и многомилионная. По-прежнему Николаич дотошно продумывает каждый этап и кажется, уже готов давать оценку сделанному. «Напрягают потолки» - сокрушается Николаич по поводу того, что во всех спальнях в мансарде примерно половину площади по полу можно осваивать только вприсядку. На логичный вопрос отвечает: «Юрий Михаилович так уверенно говорит, что ему нечего возразить. Дескать, не понравится выстроенный дом – продашь». И приводит пример своего приятеля, тоже клиента Юрия Михаиловича, которому выдали в составе оформленного проекта другую планировку по сравнению с предпроектной. Приятель Николаича, не участвуя в строительстве сам, заметил это, только когда строился 1 этаж. Но Юрий Михаилович не тот архитектор, которому можно сказать «Карачун тебе».

Традиционное в таких случаях клише «художника может обидеть каждый» звучит насмешкой...