История одной строительной операции

История одной спасательной операции.

Фразу Достоевского «красота спасет мир» слышали все. Как свою скромную лепту в дело спасения мира попытались внести и мы, наш рассказ.

Предистория этих событий типична. Примерно за полгода до этого знакомый жестянщик предложил выполнить кровлю его постоянному клиенту, назовем его Заказчик. Названная стоимость работ Заказчика не устроила и, по-видимому, Заказчик нашел профессионалов по более привлекательной цене. Спустя некоторое время этот же жестянщик попросил уже о помощи ему – Заказчик просил его исправить результат работы этих профессионалов, что для одного человека было непосильной задачей.

Объектом спасательной операции стал недострой в ближнем пригороде Пскова в живописном месте на берегу реки. На первый взгляд дом произвел унылое впечатление – неровная кладка, швы разного цвета, фактуры, высолы, криво смонтированный железобетон (блоки, плиты-перекрытия) и т.п.

строительная кампания по спасению
Фотография в начале процесса работ

Но то, из-за чего нас позвали – состояние работ по устройству кровли – удручало еще больше. Стропильная система была смонтирована с грубыми ошибками. Например, конек стропильной системы был развернут по отношению к центральной оси здания, ребро ендовы (пересечение скатов) не соответствовало необходимым требованиям по несущей способности, а начавшиеся, но незавершенные работы по монтажу подкровельной мембраны окончательно выявили непрофессионализм кровельщиков.

Подкровельная мембрана была уложена до проекции внутренней поверхностью стены, т.е. над стеной и свесами мембраны не было (кровельное покрытие – металлочерепица, лидер среди кровельных материалов по конеденсации в подкровельном пространстве), в ендове монтаж контробрешетки был выполнен так, что даже та жиденькая доска – ребро ендовы сгнила бы за короткое время. И как точка в приговоре был факт использования саморезов для гипсокартона для фиксации крепежных элементов – пластин и уголков. Такие саморезы являются лидерами по наименьшей толщине рабочей части тела самореза, изготавливаемых из достаточно жесткой, но хрупкой стали, а защитный слой по технологии фосфатирования не предполагает использование этих саморезов в условиях влажности.

ошибка в монтаже кровельной мембраны
Грубые ошибки в монтаже контробрешетки - протечки и гниение древесины гарантированы

ошибки в монтаже ендовы
И грустно, и смешно

ошибки в монтаже мембраны
Кирпич - не Снегурочка, от конденсата не растает

При этом Заказчик заплатил уже значительную сумму за эти работы сомнительного качества. Разумеется, на первом этапе проделанную предыдущими подрядчиками работу предлагали переделать только там, где были грубые ошибки, т.е. по минимуму, с целью снизить расходы на оплату нашей работы. При правильном подходе большую часть стропильной конструкции было необходимо демонтировать, что предполагало оплату демонтажа, а также оплату нового монтажа. Что бы не напугать Заказчика рыночными расценками на эти виды работ, предложили оплачивать работу исполнителей поденно, в размере их среднего заработка. Дополнительную оплату услуг прораба – автора статьи – Заказчик попытался уменьшить, взяв на себя хлопоты по приобретению материалов. При этом доходило до курьёзов – когда требовались уточнения при покупке, стоя перед прилавком в магазине, Заказчик звонил прорабу, а если было занято, названивал с периодичностью через полминуты.

После выполнения небольшого этапа переделок, стала очевидна разница между качеством работы двух бригад – предшествующей и настоящей. Оставлять частично результаты работы бракоделов Заказчик уже передумал, и попросил о переделке всего объёма кровли. Помимо этого, поступило предложение о монтаже тех кровель дома, до которых не дошли руки предшественников. При этом Заказчик предложил исполнителям разработать проект этих кровель. Автор этой статьи владеет Archicad и используя предоставленные Заказчиком чертежи и свои способности, выполнил в этой программе модель уже построенного здания с добавлением необходимых архитектурных элементов.

Модель дома в Archicad
Модель дома в Archicad

модель дома в Archicad

Объектами архитектурного творчества стали навесы по кругу, включая кровлю над крыльцом, кровля над балконом, проектирование самого входного крыльца. Показательно отношение к оценке проектирования, учитывая важность данного этапа для получения удовлетворительного конечного результата. При расчете зарплаты за очередной этап просто округлили до ровной суммы, за проектирование получилось 7 тысяч рублей… 7 тысяч рублей, Карл!

Нашими усилиями были разработаны узлы, украшающие кровлю. Вертикальную часть фронтонного свеса, т.н. лобовую доску, выполнили в двух плоскостях – способ украсить кровлю, учитывая решение Заказчика выполнить кровельное покрытие и подшивку свесов одним цветом. Так как предыдущими исполнителями была заложена небольшая величина фронтонного свеса, порекомендовали Заказчику выполнить ту же вертикальную часть фронтонного свеса максимально широкой. Много нестандартных решений было применено при выполнении кровли над балконом и над входом в дом. «Наследство» предыдущей бригады тоже заставило искать нестандартные решения. Для того, чтобы спрятать некрасивую конструкцию кровли над навесом из профильной трубы, выполнили из цельного бруса накладку, имитирующую деревянную конструкцию.

История спасения дома
Предполагалось подшивать веранду громоздким "коробом"

Строительство дома
"Палочка-выручалочка" на этапе антисептирования

Строительство дома
"Палочка-выручалочка" на своём месте

Строительство дома

Строительство дома
Геометрия скатов исправлена

Строительство дома
Кровля над балконом - "изюминка" проекта

Строительство дома
Спрятали бетонную плиту балкона, выполнили водотвод

Строительство дома
"Окна разинув..." - дом встречает широкой улыбкой

Строительство дома
Получилось брутально - под стать харизме владельца

Строительство дома
Козырек над входом - ювелирный расчет каждой детали

Строительство дома
Изящное сопряжение карнизного и фронтонного короба

Строительство дома
Люк-выход на крышу и мостик около трубы - дымоход камина под контролем

Строительство дома
Карнизные "короба" практически незаметны

Строительство дома
Примерно в этом же ракурсе снято фото в начале статьи

Строительство дома

Строительство дома
Практичные металлические софиты неплохо сочетаются с деревянными деталями

Так получилось ли у нас хоть немножко спасти мир? Попробуем обратится за ответом на этот вопрос к творчеству современника Достоевского, англичанина Джона Рёскина, тоже писателя, вдохновлявшего многих архитекторов своего времени – начиная с Уильяма Морриса (основателя стиля «Искусства и ремесла», трансформировавшегося в популярный и ныне модерн) и заканчивая великим Антонио Гауди. Строительство Джон Рёскин определял утилитарно, как «способ соединить вместе и  пригонять друг к другу части какого-либо сооружения».

В архитектуре Рёскин видел другое предназначение: «Архитектура – это искусство располагать и украшать сооружения, воздвигаемые человеком для различных нужд, так, чтобы вид этих зданий способствовал укреплению душевного здоровья, придавал силы и доставлял радость». По-детски радостная улыбка Заказчика, созерцающего результат нашей работы не оставляла сомнений, что как минимум радость мы ему доставили. Состоялось то преображение, которое отличает просто строительство от архитектуры, освещающая дорогу от меркантильного материализма к красоте преображенного бытия.

Другой аспект отношений между исполнителями и Заказчиком протекал параллельно процессу стройки.

У типичного для индивидуального домостроения заказчика есть несколько стереотипных представлений о потенциальных работниках. Работник в идеале представляется неким зодчим, который додумает и реализует мечту заказчика, т.е. никакие детальные проекты не нужны – работник должен и так сделать правильно и красиво. Наивность, но не очевидная для заказчика. Причина этой тенденции – нежелание учитывать интеллектуальный и организационный труд, если этот труд осуществляется непосредственно исполнителем, т.е. иными словами, типичный заказчик, пытаясь «не переплачивать», стремится получить конечный результат по величине зарплаты непосредственного исполнителя. При этом вознаграждение исполнителя по справедливости видится скромным, чтобы на жизнь хватало. Если же исполнитель просит много, он попадает в разряд «рвача», что «справедливо возмущает» заказчика.

По представлению заказчиков, работников в строительной сфере переизбыток, тем более в условиях экономической нестабильности, и всегда можно найти работника подешевле. Результат – одни работники умеют преподнести себя так, как хотел бы видеть заказчик - «сделаем красиво и недорого» (но при этом и стараются сделать побыстрее и попроще), другие соглашаются на предложенный скромный гонорар из-за того, что первая категория создаёт нездоровую демпинговую конкуренцию. В обеих случаях у работников мотивация сделать действительно правильно и красиво не доминирует, и происходит отчуждение от целей заказчика. Самое печальное в том, что у исполнителей вырабатывается устойчивый цинизм в отношении результатов своего труда. Как правило, и удовлетворенности от результата работы у типичного заказчика нет. Справедливо рассуждая о повальной халтуре, заказчик забывает, что являясь стороной процесса, он также формирует соответствующее отношение исполнителей. В нашей истории общение с Заказчиком тоже началось с такого подхода. В ходе работ, Заказчику демонстрировались навыки строительной акробатики с целью ускорения работ, и соответственно, удешевлению конечного результата.

Хорошие работники
Посмотрите, вот он без страховки идет...

Но на довод о том, что Заказчик на подённой оплате работ сэкономил по сравнению со сдельными расценками, прозвучали утверждения, что это относительно... Но и в этой плоскости отношений красота (конечно, относительная, но соответствующая ожиданиям Заказчика), произвела изменения в подходе Заказчика к оценке труда исполнителей. В конце работ Заказчик выдал всем исполнителям переделки, включая прораба, премию. Не важно сколько, главное, что состоялось преображение и этой стороны отношений.

По теме

Сам себе режиссер… а также конструктор, снабженец и технадзор.

Сказ о том, как допускаются фатальные ошибки в строительстве.

Михалыч

Художника может обидеть каждый? История про то, когда наоборот.